Гарантировать потребителям подлинность приобретаемой воды и сахаросодержащих напитков планируют в Казахстане с помощью введения цифровой маркировки. Сейчас идет пилотный проект, к нему уже присоединился ряд компаний-производителей упакованной воды.
На площадке НПП «Атамекен» состоялось обсуждение целей и задач проекта, актуальности внедрения маркировки воды и безалкогольных напитков в стране. Во встрече приняли участие общественные организации, предприниматели и представители науки.
Пилотный проект по маркировке упакованной воды и сахаросодержащих напитков в стране инициирован Министерством сельского хозяйства на основании Соглашения стран ЕАЭС. В совещании Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане представил ход «пилота», который стартовал 1 июля 2021 года.
«Пилот проводится для изучения бизнес-процессов отраслевых предприятий, в ходе которого участники знакомятся со спецификой процессов маркировки производимой продукции непосредственно на своих производственных линиях. От активного участия отрасли в пилоте зависит, насколько тщательно будут учтены требования отрасли к проекту маркировки воды и напитков в нашей стране. С внедрением цифровой маркировки производители смогут оперативно мониторить все изменения рынка, защитить свой бренд, потребители - проводить общественный контроль приобретаемых товаров», - пояснил руководитель проекта Единого оператора Ерлан Нурмаганбетов.
К слову, Россия уже находится на этапе цифровой маркировки воды, доля фальсифицированной продукции на этом рынке там оценивают в 67%. В нашей стране показатель в разы меньше – 20%, но общественники считают, что, несмотря на невысокий уровень «тени», это продукция массового спроса и важно дать возможность потребителям самим проверять продукт на легальность.
По мнению исполнительного директора Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алии Мамытбаевой, контрафакт и нелегальный оборот в нашей стране находятся в рамках статистической погрешности.
«Написать на упаковке любого продукта можно все, что угодно. Подделать данные не составляет проблемы. А при наличии цифрового кода на упаковке со всеми данными о товаре – сроке годности, составе, производителе - можно быть уверенными в качестве и легальности. Такого права лишать нас как потребителей нельзя. Перетекать контрафакту из страны в страну тоже нельзя», - отметила член общественного совета при Министерстве здравоохранения РК Джамиля Садыкова.
Участник пилотного проекта ТОО «Юникс» с торговой маркой TASSAY уже начал внедрение цифровой маркировки на своем производстве.
«Мы определили для себя оптимальное техническое решение по внедрению проекта. Изучили менее затратный типографский способ нанесения кодов маркировки. Начали сразу активно изучать процесс, так как, являясь экспортерами воды в Россию, где внедряется маркировка этой продукции, нам нужно адаптироваться к новым правилам рынка соседней страны. Безусловно, есть вопросы, в частности по приобретению оборудования. Но это начало пути», - пояснил руководитель проекта по внедрению маркировки от компании TASSAY Ибрагим Абдуллин.
Единый оператор сообщил, что создана рабочая группа по реализации проекта. Все предложения и замечания участников встречи решено проработать с участием экспертов на заседаниях группы.