ВНЕДРЕНИЕ МАРКИРОВКИ – ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВСЕЙ ЭКОНОМИКИ

Обозреватель в ismet
Статья
0 комментариев
237
0 комментариев

31 января 2022 года в Казахстане завершится пилотный проект по внедрению цифровой маркировки товаров на рынке упакованной воды и сахаросодержащих напитков. Цифровизация так или иначе коснется деятельности 5 крупных, 12 средних и 277 мелких казахстанских производителей. И если сегодня импорт продукции в этом сегменте рынка составляет всего 13 %, то, уверены специалисты, затягивание с обязательной маркировкой в стране приведет к двукратному росту доли импортной продукции уже в ближайшие 2-3 года.

Об этом и многом другом в канун нового года – наш разговор с Ерланом НУРМАГАНБЕТОВЫМ, руководителем проекта Центра развития цифровой экономики (ЦРЦЭ).

- Наш Центр занимается поэтапной реализацией пилотных проектов для разных групп товаров на территории Казахстана. И в Алматы группа специалистов ЦРЦЭ приехала для обследования предприятий – участников пилотного проекта по внедрению цифровой маркировки товаров упакованной воды и сахаросодержащих напитков, продемонстрировать возможности системы маркировки. За четыре рабочих дня мы посетили пять предприятий. По результатам визита в ближайшее время мы произведем бесплатную поставку оборудования производителям на период тестирования и проведения эксперимента.

- Ерлан, в бизнес-сообществе обсуждается, что в стране якобы отменят обязательную маркировку для упакованной воды и сахаросодержащих напитков. Что-то изменилось?

- Как и все новое, проект воспринимается отраслью с сомнением. Но важно понимать, что Казахстан является участником межстранового соглашения в рамках ЕАЭС и подписал соответствующие документы. В любом случае, решение принимает государственный орган. По моим наблюдениям, сегодня противниками цифровизации выступают либо недобросовестные производители, которые стремятся часть продукции реализовывать, минуя налоги, либо предприниматели, которые не вникли в суть новшества и поэтому сопротивляются. Желающие изучить все детали проекта могут вступить в пилот и попробовать новшество на практике.

- Какова роль в цифровизации отрасли у вашего центра?

- За ЦРЦЭ – люди, процессы, технологии. Иными словами, люди должны быть обучены, процессы – регламентированы, и технологии для этого подбираются самые эффективные и передовые. В рамках пилотных проектов специалисты изучают все процессы непосредственно на производствах наших участников, стараются подбирать индивидуальные решения с учетом действующих технологических линий, интегрировать процессы маркировки в существующие бизнес-процессы максимально безболезненно.

- Много ли участников у пилота по маркировке упакованной воды?

- На сегодня в проекте участвуют 11 авторизованных участников, в их числе – два импортера, остальные – отечественные производители упакованной воды и сахаросодержащих напитков. Последней к пилоту присоединилась российская торговая сеть, которая активно развивается и на территории нашей страны.

- Что дает производителю участие в пилоте?

- Участие в реализации пилотного проекта добровольное и бесплатное. Наиболее дальновидные предприниматели понимают, что лучше первыми опробовать все процедуры, понять, какое оборудование им потребуется на этапе коммерческого внедрения, получить подробные технические консультации от специалистов ЦРЦЭ. Наконец, их предложения будут доведены до сведения госорганов и лягут в основу процедур по внедрению цифровой маркировки. Таким образом бизнес может напрямую влиять на внедрение обязательной цифровой маркировки в стране.

Так, по осуждаемому пилоту производители предлагают вводить обязательную маркировку поэтапно. Вначале – наносить коды на индивидуальные упаковки, потом – на потребительские упаковки группы товаров для упрощения их реализации. На третьем этапе мы предлагаем вводить обязательную передачу сведений об обороте, это уже бухгалтерский учет.

- Как это будет происходить на практике?

- Наиболее доступный метод цифровой маркировки продукции, который мы планируем внедрять, это типографский. По нашим оценкам, им воспользуются до 90% предприятий. Преимущественно производители упакованной воды и сахаросодержащих напитков в Казахстане – это средние и малые предприятия, которые обладают мало скоростными или полуавтоматическими линиями. И многие из них заказывают этикетки в типографиях, в том числе российских.

- Какова цена вопроса?

- Планируется оставлять свободное место для нанесения двумерного кода при печати этикеток. При таком методе удорожание этикетки произойдет примерно на полтора тиына. Стоимость услуги за эмиссию кода, по примеру других товарных групп, обычно не так высока. Тариф будет утвержден по результатам пилота на уровне правительства. Вот, пожалуй, и все затраты на маркировку бутылки воды или сахаросодержащего напитка. Я, например, как потребитель покупаю в магазине у дома молоко российских производителей, на упаковки которых уже давно нанесен Data Matrix. И я заметил, что цена с некоторых пор на товары даже упала с 240 до 220 тенге. Это яркий пример того, что маркировка никоим образом не сказывается на удорожании продукции.

- По вашим наблюдениям, кому проще вводить маркировку – крупным или мелким производителям?

- Проще тем, у кого есть желание конкурировать в здоровой бизнес-среде. От размера предприятия это никак не зависит. И для больших, и для маленьких производств существуют свои решения. Можно обойтись оборудованием, которое используется на производстве. При желании и возможностях можно оснастить свой бизнес новым оборудованием. Это приведет к оптимизации бизнес-процессов, минимизации негативного влияния человеческого фактора на конечную продукцию.

- Наконец, какова польза от цифровизации экономики?

- Система маркировки может и должна стать хорошим фундаментом для глубокой цифровизации отрасли, всей экономики в целом. Ведь цифровизация – это не только рост прозрачности рынка, это еще и защита прав потребителей, который будут получать полную информацию о маркированном товаре, это защита интересов отечественных экспортеров, которые без маркировки не смогут попасть на рынки стран-участниц ЕАЭС. Наконец, государство может оказывать точечную поддержку отрасли и отслеживать в режиме реального времени: какие меры господдержки и на кого повлияли наилучшим образом. Соответственно, при формировании дорожных отраслевых карт их инициаторы будут опираться на объективные показатели эффективности тех или иных инициатив, а не субъективные мнения участников рынка или экспертов.

Не устаю повторять, к конструктивному диалогу с бизнесом мы готовы, и предлагаем каждому внести свой вклад в цифровизацию отрасли и развитие собственных производств.

Поделиться этой новостью:
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии