Для защиты потребителей от контрафактной продукции и обеспечения прослеживаемости оборота товаров в Казахстане с 1 июля стартовал пилотный проект по цифровой маркировке упакованной воды и сахаросодержащих напитков. Принять участие в «пилоте» могут производители, импортеры, дистрибьюторы и розничные магазины.
По экспертным данным, в Казахстане около 20% воды и безалкогольных напитков, реализуемых на рынке, признаются фальсифицированными. А значит они несут угрозу жизни и здоровью граждан. Цифровая маркировка позволит потребителям самостоятельно проверять подлинность товара с помощью сканирования наносимого на товар кода Data Matrix. Так, будет сформирована культура осознанного потребления. Код содержит информацию о производителе, серийный номер, а благодаря криптозащите данные подделать невозможно. Предприниматели же по этому коду смогут отследить путь товара до конечного потребителя. При этом вся логистика передвижений заносится в Информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров.
Для предпринимателей участие в «пилоте» - это эффективная возможность совместно с квалифицированными экспертами на специальном оборудовании бесплатно протестировать цифровую маркировку, отработать свои внутренние процессы, определить оптимальную скорость нанесения кодов маркировки на продукцию.
По данным Центра стратегических инициатив, импорт на рынке упакованной воды и сахаросодержащих напитков составляет 17%, значит доля отечественного производства преобладает. В разрезе стран 74% безалкогольных напитков поступает из России, 11% - из Грузии, 8% - из Кыргызстана и 7% - из других стран.
Отметим, в Узбекистане также с 15 июня стартовал пилотный проект по цифровой маркировке воды и прохладительных напитков. В России «пилот» уже завершен, он был инициирован после выявления в стране 80% контрафакта воды.