Штрафов за немаркированную обувь в законе нет: что изменится с 1 апреля для обувных предпринимателей

Обозреватель в ismet
Статья
0 комментариев
161
0 комментариев

1 апреля 2023 года завершается период, когда разрешалось продавать обувь, не зарегистрированную в системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. По просьбам предпринимателей, этот срок продлевали с 1 апреля 2022 года на 1 апреля 2023 год. Что изменится для обувных предпринимателей, какая ответственность предусмотрена за нарушение правил и для чего необходимо регистрировать обувь в системе поэкземплярной прослеживаемости – объясняем в этом материале.

Предыстория 


1 ноября 2021 года постановлением Правительства в Казахстане была внедрена обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров – это система, которая регистрирует информацию о каждом товаре, который поступает в страну и прослеживает его через уникальный дата-матрикс код, демонстрируя весь путь товара от производителя/импортера до конечного потребителя. Задача системы маркировки и прослеживаемости – сделать товарооборот в Казахстане прозрачным. По сути, это разновидность систем Track&Trace, которые применяются в прогрессивных регионах по всему миру, как стандарт для оцифровки товарного пути, главный и доказанный эффект которого – снижение уровня теневой экономики.

В Казахстане система маркировки и прослеживаемости распространяется на три товарные группы: табак (код маркировки заменил функцию акцизной марки с 1 января 2022 года), обувные товары (с 1 ноября 2021 года) и с 1 июля 2022 года – поэтапное введение маркировки и прослеживаемости лекарственных средств. Товарные группы, подлежащие обязательной маркировке (то есть поэкземплярному учету и прослеживамости полного пути товара) выбираются по основным критериям: 1) высокий уровень теневой экономики; 2) высокая угроза здоровью населения.

Если необходимость оцифровки товарооборота табачных изделий и лекарственных препаратов не вызывает вопросов, то выбор товарной группы “обувь” очевиден не всем. По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально. Большой поток поступает из Китая, и, если опираться на таможенную статистику, расхождения в данных обнажают всю полноту картины: китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. Эти цифры наглядно оценивают объем теневой экономики в обороте обувных товаров, что стало веской причиной для внедрения их прослеживаемости.

Как вводилась обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров


Перед внедрением обязательной маркировки и прослеживаемости любой товарной группы проводится тестовый период – пилотный проект, в котором предприниматели добровольно принимают участие, чтобы понять систему, оценить возможности и риски, адаптировать бизнес-процессы и подготовиться к старту, когда работа в системе станет обязательным законодательным правилом.

Итак, с 30 июня 2019 года по 31 декабря 2020 года в Казахстане был проведен пилотный проект по маркировке обуви. В проекте приняли участие 19 участников оборота обуви – 5 производителей-реализаторов, 13 импортеров-реализаторов и 1 уполномоченный экономический оператор (все являются резидентами РК), т.е. оптовые и розничные торговые компании. При проведении проекта отрабатывались технические моменты: физическая маркировка, генерация и передача кодов, работа участников рынка с базой данных, сканирование маркированной обуви торговыми точками и потребителями, ведение базы данных, разработка мобильного приложения для потребителей, прием-передача товара и выведение кода проданных единиц из оборота.

Итоги пилотного проекта обсуждены на общественных слушаниях 11 мая 2021 года и решением межведомственной комиссии 7 июля 2021 года одобрены результаты анализа регуляторного воздействия по внедрению маркировки обувных товаров. Постановлением Правительства РК №588 от 31 августа 2021 года обувные товары включены в перечень обязательных товаров подлежащих маркировке в РК.

Таким образом, с 1 ноября 2021 года маркировка и прослеживаемость обувных товаров стала обязательным требованием, которое закреплено в законодательстве Республики Казахстан. Однако, фактически, предприниматели все еще выражали неготовность и просили послаблений, и курирующие государственные органы поддержали и внедрили в НПА подавляющее количество послаблений по запросу бизнеса.

Например, Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане в период с 1 апреля 2022 года по 31 декабря 2022 года бесплатно выдавал коды маркировки предпринимателям, зарегистрированным в системе, для маркировки остатков. Также импортерам обуви разрешили до 1 ноября 2023 года проводить нанесение маркировки на обувь у себя на собственных складах в РК после прохождения таможенной очистки и т.д. По запросу бизнеса неоднократно менялся и адаптировался функционал системы. Кроме этого, на постоянной основе проводились обучающие мероприятия, индивидуальные консультации и “живые” встречи с предпринимателями для получения и сбора обратной связи.

За 1,5 года со времени введения обязательной маркировки обувных товаров в РК, по состоянию на 1 марта 2023 года в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано более 2,8 тыс. участников оборота товаров (в том числе 115 производителей, 774 импортеров и 1602 розницы, 341 оптовых реализаторов), в каталоге товаров зарегистрировано более 1 226 725  карточек товара. Все это свидетельствует о высокой динамике участия бизнеса в проекте маркировки обувных товаров.

 

 

«Мы работаем в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров с самого начала внедрения маркировки обувных товаров, а именно с ноября 2021 года. Мы разобрались со всеми этапами процесса маркировки и наладили бесперебойную работу согласно всем процедурам. Благодаря этому мы готовы к 1 апреля 2023 года, так как все остатки немаркированной обуви мы полностью промаркировали и продаем. Нашу работу также улучшила функция взаимно признанных кодов с РФ, так как значительно сократилось время и упростились процессы по импорту обуви. Мы положительно оцениваем систему маркировки товаров, и надеемся, что конкуренция на рынке обувных товаров станет более честной» — поделилась руководитель ТОО «Каспий-обувь» Лариса Ситарова. ТОО «Каспий-обувь» – импортер обуви, которое реализуется под торговой маркой «Юничел». Это крупнейший российский обувной холдинг, выпускающий 3 млн пар обуви ежегодно и на долю которого приходится около 10% всей производимой кожаной обуви в РФ. Холдинг объединяет 3 обувные фабрики в Челябинске, Златоусте и Оренбурге и более 600 магазинов в 250 городах России и Казахстана, в которых трудятся свыше 5 000 сотрудников.
 

Что изменится с 1 апреля 2023 года?
 

Одним из главных послаблений для бизнеса стало разрешение продажи немаркированных остатков обуви (которые были завезены до старта обязательно маркировки обуви, то есть до 1 ноября 2021 года) до 1 апреля 2023 года. Изначально этот срок устанавливался на 1 апреля 2022 года, но по запросу предпринимателей предоставить больше времени на адаптацию к новым правилам, срок продлили на один год. Это означает, что с 1 апреля текущего года по правилам маркировки и прослеживаемости товаров, бизнес не имеет права продавать немаркированные остатки обуви. В остальном, правила маркировки и прослеживаемости не изменились.

Стоит отметить, что за нарушение правил маркировки и прослеживаемости обувных товаров в законодательстве Республики Казахстан штрафов не предусмотрено.

В настоящее время в КОАП РК предусмотрены штрафы за не маркированную продукцию, но касаются они только табачных изделий, так как ранее код маркировки заменил функцию акцизной марки и меры наказания за ее отсутствие остались прежними. А именно, согласно статье 283 Кодекса Республики Казахстан «Об административных нарушениях» законом Республики Казахстан от 11 июля 2022 года № 137-VІI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»:

“Оборот подакцизных товаров без средств идентификации, а равно со средствами идентификации неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации, влечет штраф на физических лиц в размере 50 МРП (153 150 тенге), на субъектов малого предпринимательства – в размере 150 МРП (459 450 тенге), на субъектов среднего предпринимательства в размере 200 МРП (612 600 тенге), на субъектов крупного предпринимательства в размере 500 МРП (1 531 500 тенге), с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии”.

Стоит еще раз обратить внимание, что штрафа на нарушение правил маркировки и прослеживаемости обувных товаров в законе не предусмотрено.
 

Эффект маркировки и прослеживаемости обувных товаров
 

В результате введения цифровой маркировки и прослеживаемости, официальный импорт обуви увеличился на 13 млн пар (30 %) (с 37,2 млн пар до 53,1 млн пар). До введения маркировки за период 2018-2020 гг. показатель импорта обуви варьировался в диапазоне 35–39 млн пар.

Кроме того, налоговые поступления от обувных предпринимателей, зарегистрированных в системе маркировки и прослеживаемости товаров по итогам 2021 года выросли на 55% по сравнению с 2020 годом, а по итогам 11 месяцев 2022 года налоговые поступления выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Динамика роста импорта обуви в РК и заметного увеличения поступлений в бюджет в виде налоговых поступлений свидетельствует об эффективности системы маркировки и прослеживаемости.

 

Поделиться этой новостью:
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии