С начала внедрения обязательной маркировки обувных товаров, с 1 ноября 2021 года, участники рынка промаркировали порядка 140 млн пар обуви. В информационной системе Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров Tañba на сегодня зарегистрированы более 4,6 тысяч участника оборота – от производителей и импортеров до розничных продавцов. Рассказываем, как маркируют обувь в Казахстане.
Обязательная маркировка действует с 1 ноября 2021 года и распространяется как на обувь, произведённую в РК, так и на импорт. До 1 июня 2024 года разрешалось промаркировать остатки обуви, а также наносить маркировку на импортную продукцию уже после растаможки – на складах импортеров в РК.
С 1 июня 2024 года правила ужесточились: теперь вся ввозимая обувь должна быть промаркирована до ввоза на территорию Казахстана либо до помещения под таможенные процедуры. Однако, как объяснил руководитель проекта маркировки товаров легкой промышленности Единого оператора маркировки Ерлан Карабаев, для импортеров предусмотрена и другая возможность.
Система цифровой маркировки в Казахстане охватывает весь цикл – от производства до ввоза и выпуска в розничную продажу. Она позволяет обеспечить прозрачность товарооборота, исключить «серую» продукцию с рынка и дать потребителю уверенность в легальности и безопасности покупки.
На сегодня обязательная маркировка введена на три группы товаров: табачные изделия, обувь, лекарственные средства. Завершены пилотные проекты по маркировке моторных масел, пива и пивных напитков, ювелирных изделий, товаров легкой промышленности, реализуется проект по БАДам, на стадии запуска пилота – товары бытовой химии.