По официальным данным, почти половина обуви в стране – поддельная, 48,5% продукции в сегменте – контрафакт. Сам бизнес предполагает, что в действительности показатели куда выше. К примеру, директор Glasman Анвар Хилажев ранее подчеркивал, что товары легкой промышленности, ввозимые из других стран, составляют на рынке 95% контрабанды и контрафакта в связи с устоявшейся более 20 лет системой провоза товара через границу по килограммам.
Чтобы решить эту проблему, государство в 2021 внедрило цифровую маркировку и прослеживаемость обувных товаров. Способность системы – сделать максимально прозрачной цепочку поставки и реализации товаров, тем самым пресекая теневой ввоз и оборот обувных товаров в стране.
В результате введения цифровой маркировки и прослеживаемости официальный импорт обуви увеличился на 13 млн пар, или 30% (с 37,2 млн пар до 53,1 млн пар). До введения маркировки за период 2018–2020 годов показатель импорта обуви варьировался в диапазоне 35–39 млн пар.
Один код маркировки стоит 2,6 тенге. По данным предпринимателей, в том числе импортеров, затраты на маркировку составили в среднем около 1% на одну пару обуви. Производители обуви включают затраты на маркировку, уменьшая свою маржинальность на 2–4%, но приобретая при этом конкурентное преимущество добросовестного ведения бизнеса.
«Все необходимые процессы маркировки на производствах выстроены, тут ничего сложного нет, проблем с вводом маркировки не возникало. Мы были готовы к запрету продажи немаркированной обуви, так как понимаем, что маркировка нужна, и мы поддерживаем прозрачность и здоровую конкуренцию на рынке. Удорожание товаров было, но незначительное, введение маркировки кардинально на стоимость товара не повлияло», – поделилась председатель правления Союза юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Национальное объединение предприятий легкой промышленности QazTextileIndustry» Гульмира Уахитова.
Согласно данным информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров объём маркированных товаров на 2022 года на территории страны составил почти 32 миллиона единиц обувных изделий. При этом только за 8 месяцев 2023 года объём маркированных товаров составляет 34 548 757 единиц обувных изделий. При сохранении существующей̆ динамики заказов кодов маркировок к концу 2023 года прогнозируется обеление теневого рынка обувных товаров на 58% год к году и может равняться выводу из тени доходов на сумму от 38 287 097 200 до 1 044 193 560 000 тенге.