С 1 ноября 2021 года в Казахстане стартовала цифровая маркировка обуви. Немаркированную обувь, произведенную или завезенную в страну до этой даты, можно реализовать до 1 апреля 2022 года, после чего на прилавках должна быть только оцифрованная обувь.
Об этом было сказано во время пресс-тура по объектам Алматы, участвующим в процессе маркировки обуви, организованном Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. Во время мероприятия представители СМИ ознакомились с работой, проводимой по маркировке на таможенном складе и производстве казахстанской обуви.
На вопросы журналистов ответили представители министерства, департамента государственных доходов по городу Алматы, Центра развития цифровой экономики (Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров в РК), а также таможенного склада DAMU logistics и производителя казахстанской обуви - компании «Казлегпром-Алматы».
«Цифровая маркировка – это масштабный проект, реализуемый в рамках соглашения между странами ЕАЭС. Проект позволит обелить рынок от контрафакта и увеличить налоговые поступления в государственный бюджет за счет легального оборота. На сегодня теневой рынок обуви составляет 48,5%, это почти половина от всего объема товара на рынке. Мера позволит усилить и общественный контроль», - отметил Фаррух Изатуллаев, эксперт управления легкой промышленности КИР МИИР РК.
Главный специалист управления таможенного администрирования ДГД по г. Алматы Ульяна Нургалиева разъяснила основные правила маркировки обуви импортерами.
«Когда товар приходит на территорию страны, имея статус иностранного, у импортера возникает обязательство по осуществлению маркировки. Маркировка обувных товаров должна осуществляться на территории третьих стран либо на территории РК до завершения таможенной очистки. Для этого импортерам нужно получить разрешение от таможенного органа, так как таможенные склады являются зоной таможенного контроля», - пояснила представитель ДГД.
По ее словам, в городе Алматы - 29 таможенных складов, из которых 16 являются складами открытого типа, каждый импортер может для маркировки товаров выбрать любой из них.
Среди таможенных складов, где на сегодня уже осуществляется маркировка обуви - таможенный склад DAMU logistics.
«Для маркировки обуви отведено специальное помещение, есть все необходимое оборудование. Импортер может наносить код маркировки своими силами, либо воспользоваться нашими услугами. Стоимость услуг зависит от объема товаров», - подчеркнула директор таможенного склада Зоя Замащикова.
Руководитель проекта Единого оператора Мухаммедхайдар Сеит разъяснил механизмы получения и нанесения кодов маркировки на обувную продукцию. По его данным, в среднем расходы, связанные с маркировкой для производителей и импортеров, составят 0,1%-2,5% от стоимости одной пары обуви.
В свою очередь, производитель отечественной обуви – компания «Казлегпром-Алматы» среди основных эффектов маркировки назвала поддержку и развитие казахстанского производства обуви.
«С 1 ноября мы начали маркировать обувь цифровым кодом. На сегодня нами получено 3 тысячи кодов маркировки. Процесс не существенно скажется на стоимости нашей продукции, с учетом необходимых расходов будет добавлено порядка 10 тенге на одну пару обуви», - сообщила финансовый директор компании Дана Каражанова.