Маркировка обувных товаров предоставляет потребителю право выбора, выдавая подлинную информацию о каждой паре обуви

Обозреватель в ismet
Статья
0 комментариев
214
0 комментариев

В настоящее время в Казахстане наблюдается критически высокая доля теневого оборота обуви, доля которого составляет 48%. Большой поток поступает из Китая, и если опираться на таможенную статистику, то расхождения в данных обнажают всю полноту картины: китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. С ноября 2021 года в Казахстане введена цифровая маркировка обуви с целью улучшения прослеживаемости товаров, но сама по себе новая система не борется с контрафактом и контрабандой – она и не должна этого делать. Её основная задача сделать товарооборот прозрачным благодаря поэкземплярному учету, когда ни один товар не может появиться в системе из ниоткуда.

Кроме этого, система дает возможность каждому участнику использовать цифровые коды товаров и агрегатов в своих учетных и логистических системах в свою пользу. Снижение теневого оборота напрямую влияет на развитие добросовестных предпринимателей. Бизнес защищает себя и своего потребителя от подделки и некачественной продукции. Ответственность за качество импортируемых или производимых товаров должен нести тот, кто товар производит или импортирует.

Руководитель отдела товароведения компании Pro sport systems с сетью спортивных магазинов Limpopo, Зайцева Юлия:

«Мы привозим обувь для занятия спортом со стран Европы и Китая. В процентном соотношении 80% с Европы и 10% Китай. Для нашей компании и для компаний, которые, как и мы ранее работали в рамках закона, растаможивали официально весь свой товар, особых изменений не заметили. Кроме того, что теперь мы можем видеть конкурентов, которые продают обувь таких же брендов, как мы. Сам процесс внедрения маркировки не требовал особых усилий. Мы изучали инструкции на портале ИС МПТ (Информационная Система Маркировки и Прослеживаемости Товаров), смотрели вебинары. Вся информация доступна - было бы желание изучать».

Исполнительный директор Национального объединения предприятий легкой промышленности «QazTextileIndustry», Анар Каиржанова считает, что для отечественных компаний обязательная цифровая маркировка – это еще один инструмент для обеспечения равной конкуренции с импортным товаром. 

«Qaz Textile Industry» — это крупное отраслевое объединение легкой промышленности. На настоящий момент мы объединяем порядка 200 компаний – швейные и текстильные компании, производители тканей, нетканых материалов и фурнитуры, обуви, трикотажных изделий, головных уборов, организации образования, дизайнеры и т.д. Цифровая маркировка, как мера защиты добросовестных предпринимателей государства направлена на ограничение рынка от засилия импортной продукции, которая ввозится нелегально, а также для защиты внутреннего рынка Казахстана»

- считает представитель казахстанских производителей.

Ключевой особенностью системы цифровой маркировки является способность сделать максимально прозрачной цепочку поставки и реализации товаров, а также предоставлять госорганам, бизнесу и потребителю достоверную информацию о ввозимом и произведенном товаре на всех этапах товарооборота.

Алмат Исмаилов, управляющий директор Центра развития цифровой экономики:

«Часто говорят, что сейчас можно маркировать любой контрафактный товар, к примеру “abibas”, и выдавать его за оригинал, тем самым обесценивая функции маркировки. Но здесь важно еще раз понять, что маркировка не борется с контрафактом – маркировка предоставляет настоящие, подлинные данные о товаре и показывает путь этого товара. Попав в обувной магазин, потребитель сможет самостоятельно выбрать, купить ему подделку условного Адидаса и подлинный товар. Маркировка предоставляет право выбора потребителю, а государство при этом видит каждую пару обуви, которая попала в Казахстан и на полки розничных реализаторов. Кроме этого, все действия в системе подтверждаются подписью через ЭЦП юридического лица, поэтому этот инструмент может быть использован регулирующими органами либо правообладателями бренда на территории РК, для поиска нарушителей товарного знака»

Существующий аргумент о том, что система маркировки и прослеживаемости повлияет на увеличение стоимости товаров до 30% не соответствует действительности, если даже учитывать все затраты на стороне импортеров.  Так, по данным Юлии Зайцевой, затраты на маркировку составили в среднем 350 тенге или около 1% на одну пару обуви. Аналогичная ситуация с производителями обуви, которые включают затраты на маркировку, уменьшая свою маржинальность на 2–4%, но приобретая при этом конкурентное преимущество. В настоящее время в целом наблюдается мировая тенденция роста цен на продовольственные и промышленные товары, и это не могло не сказаться на рынке Казахстана.

Возможно, когда некоторые участники рынка утверждают про 30%, то имеют ввиду оплату таможенных пошлин и налогов со всего фактического оборота. Поскольку, вследствие обеспечения полной прозрачности товарооборота, после введения цифровой маркировки, бизнес, который ранее мог занижать налогооблагаемую базу и не уплачивать часть налогов и пошлин за ввоз товара, теперь будет обязан платить все обязательные платежи в бюджет государства.

Вместе с тем, надо отметить, что система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров представляет собой сугубо технический инструмент для обеспечения участников рынка прозрачной, достоверной информацией о товарообороте. Как использовать эту информацию для поддержки бизнеса, защиты рынка или других целей решают регулирующие гос.органы и сам бизнес.

Поделиться этой новостью:
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии