В настоящее время в Казахстане наблюдается критически высокая доля теневого оборота обуви, доля которого составляет 48%. Большой поток поступает из Китая, и если опираться на таможенную статистику, то расхождения в данных обнажают всю полноту картины: китайская таможенная служба в 2021 году зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. С ноября 2021 года в Казахстане введена цифровая маркировка обуви с целью улучшения прослеживаемости товаров, но сама по себе новая система не борется с контрафактом и контрабандой – она и не должна этого делать. Её основная задача сделать товарооборот прозрачным благодаря поэкземплярному учету, когда ни один товар не может появиться в системе из ниоткуда.
Кроме этого, система дает возможность каждому участнику использовать цифровые коды товаров и агрегатов в своих учетных и логистических системах в свою пользу. Снижение теневого оборота напрямую влияет на развитие добросовестных предпринимателей. Бизнес защищает себя и своего потребителя от подделки и некачественной продукции. Ответственность за качество импортируемых или производимых товаров должен нести тот, кто товар производит или импортирует.
Руководитель отдела товароведения компании Pro sport systems с сетью спортивных магазинов Limpopo, Зайцева Юлия:
Исполнительный директор Национального объединения предприятий легкой промышленности «QazTextileIndustry», Анар Каиржанова считает, что для отечественных компаний обязательная цифровая маркировка – это еще один инструмент для обеспечения равной конкуренции с импортным товаром.
- считает представитель казахстанских производителей.
Ключевой особенностью системы цифровой маркировки является способность сделать максимально прозрачной цепочку поставки и реализации товаров, а также предоставлять госорганам, бизнесу и потребителю достоверную информацию о ввозимом и произведенном товаре на всех этапах товарооборота.
Алмат Исмаилов, управляющий директор Центра развития цифровой экономики:
Существующий аргумент о том, что система маркировки и прослеживаемости повлияет на увеличение стоимости товаров до 30% не соответствует действительности, если даже учитывать все затраты на стороне импортеров. Так, по данным Юлии Зайцевой, затраты на маркировку составили в среднем 350 тенге или около 1% на одну пару обуви. Аналогичная ситуация с производителями обуви, которые включают затраты на маркировку, уменьшая свою маржинальность на 2–4%, но приобретая при этом конкурентное преимущество. В настоящее время в целом наблюдается мировая тенденция роста цен на продовольственные и промышленные товары, и это не могло не сказаться на рынке Казахстана.
Возможно, когда некоторые участники рынка утверждают про 30%, то имеют ввиду оплату таможенных пошлин и налогов со всего фактического оборота. Поскольку, вследствие обеспечения полной прозрачности товарооборота, после введения цифровой маркировки, бизнес, который ранее мог занижать налогооблагаемую базу и не уплачивать часть налогов и пошлин за ввоз товара, теперь будет обязан платить все обязательные платежи в бюджет государства.
Вместе с тем, надо отметить, что система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров представляет собой сугубо технический инструмент для обеспечения участников рынка прозрачной, достоверной информацией о товарообороте. Как использовать эту информацию для поддержки бизнеса, защиты рынка или других целей решают регулирующие гос.органы и сам бизнес.