С 1 ноября этого года отечественные производители и импортеры обуви должны маркировать товар цифровым кодом Data Matrix. Подготовка обувной отрасли к маркировке началась еще с 2019 года: один из важных этапов – апробация на таможенных складах всех процессов нанесения цифровых кодов на импортируемую в Казахстан обувную продукцию. Директор таможенного склада DAMU Logistics Зоя Замащикова отмечает, что на сегодняшний день склады находятся в полной готовности, и клиенты-импортёры уже завозят обувь на маркировку. Предприниматели могут выбирать таможенный склад сами, на добровольной основе.
- Зоя Александровна, расскажите, насколько готов к цифровой маркировке ваш таможенный склад?
Наш Таможенный склад СВХ «Алатау», площадью более 3000 кв м., находится на территории DAMU Logistics. Мы готовы принимать клиентов для маркировки. На сегодняшний день есть вся необходимая инфраструктура, в том числе погрузочно-разгрузочная техника, сотрудники для приемки и выдачи груза. В целом, есть возможность оказать полный спектр услуг в области маркировки. К примеру, отдел манипуляции готов к получению заявок от клиента, специалисты готовы осуществлять услуги по нанесению маркировки и выдавать уже готовый продукт. Также, по желанию клиента можем наносить и ценники. Мы предоставляем предпринимателям выбор: промаркировать обувную продукцию самим или это сделают специалисты нашей компании. Если говорить о вопросе безопасности – склады СВХ «Алатау» находятся под системой камер наблюдения. С одной стороны, это требование таможенного органа, с другой стороны это гарантия сохранения целостности товаров. На сегодняшний день у нас уже заключен ряд договоров с клиентами, сейчас необходимо согласие департамента государственных доходов.
- Запустился ли процесс маркировке обуви уже сейчас?
- Да процесс запущен. С 7 декабря 2021 года маркировать товар необходимо на таможенном складе до таможенной очистки. Сейчас заметна тенденция спроса на услугу, клиенты обращаются к нам с запросом по маркировке обуви через таможенный склад «Алатау». Если бизнес будет использовать наши услуги по маркировке, то существенно упростятся многие процессы работы. К примеру, предпринимателям останется только составить списки товаров и внести номенклатуру в Национальный каталог товаров. А все процессы наклейки маркировки сделают наши специально обученные специалисты на месте. Каждая пара обуви будет иметь индивидуальный код Data Matrix и не будет никакой путаницы с тем, правильно наклеен код или нет.
- О каком сроке хранения на складе можно говорить, в рамках новых правил маркировки?
- Все зависит от того, насколько быстро пройдет таможенная очистка. Согласно имеющимся данным, кроме процедуры сертификации, предприниматели должны будут сделать протоколы испытаний и лабораторные исследования. К примеру, требуется подтверждение того, действительно ли обувь кожаная – как указано на упаковке или нет. Соответственно все это будет занимать какое-то время, затем еще пару дней займет процесс оформления декларации. По времени, около 30 дней обувь может храниться на складе. Мы не хотели бы задерживать товар на складе, все будет отрабатываться оперативно.
- Расскажите о тарифах. Сильно ли это отразится на рынке сбыта?
- Я думаю, что процесс маркировки существенно не повлияет на ценообразование обувной продукции. Импортеры и ранее завозили обувь на территорию Казахстана, проходили через склады временного хранения (СВХ). Поэтому складские услуги, что на таможенном хранении, что на складах временного хранения – неотъемлемая часть импорта продукции. Мы посмотрели статистику компаний, которые завозили к нам обувь в октябре и ноябре 2021 года. В среднем, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, перевозка обходились в среднем 40-45 тенге. До маркировки каждый импортер проходил стандартный набор процедур, поэтому не считаю, что складские услуги станут каким-то большим обременением. Стоимость услуг по маркировке на складе будет составлять 30-40 тенге. Таким образом, расходы по хранению и маркировке на таможенном складе не превысят 100 тенге.
- Что нужно импортеру, чтобы промаркировать товар у вас на складе?
- Если услуги по маркировке будут оказывать наши сотрудники, то мы заключаем договор с импортером на оказание услуг маркировки и хранения. Если импортер маркирует товары сам, ему необходимо получить допуск от таможенного органа на территорию таможенного склада для маркировки своих товаров.