11 мая 2021 года Комитет индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития провел общественные обсуждения анализа регуляторного воздействия по внедрению обязательной маркировки обувных товаров.
Как отметил на общественных обсуждениях, Серик Оспанов, заместитель председателя Комитета индустриального развития МИИР РК, в пилотном проекте на добровольной основе принял участие 21 участник рынка обувных товаров, в том числе пять производителей, 16 импортеров, один розничный торговец и один маркетплейс.
«В рамках пилотного проекта был отработан весь цикл маркировки обувных товаров, включая производство, импорт и реализацию конечной продукции с выводом реализованных товаров из оборота. В соответствие с поручением правительства РК планируется введение с 1 июля 2021 года обязательной маркировки в отношении обувных товаров. До 1 июля 2022 года участники рынка будут осуществлять маркировку остатков обувных товаров, а с 1 июля 2022 года вступит в силу запрет на реализацию и оборот немаркированных обувных товаров», - сказал он.
Пилот, по его словам, помог выявить все «тонкие» моменты бизнес-процессов и специфику маркировки обувных изделий. По итогам настройки каждого бизнес-процесса, начиная от регистрации и заканчивая оформлением таможенной декларации, были утверждены методические рекомендации и дорожная карта.
Указанные сроки введения обязательной цифровой маркировки обуви заложены в соответствующих проектах нормативно-правовых актов. Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с Министерством торговли и интеграции разработаны проекты постановлений Правительства «Об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке», «Об определении предельного размера стоимости контрольного (идентификационного) знака, средства идентификации, применяемых в маркировке обувных товаров»; а также проект Приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития «Об утверждении правил маркировки и прослеживаемости контрольными (идентификационными) знаками обувных товаров».
По официальным данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК теневой рынок составляет около 48% от всего объема обувных изделий. Обувные изделия имеют большие трудности с установлением корректных кодов ТН ВЭД, и как следствие, с правильным определением таможенной стоимости.
Обувь, согласно решению Евразийской экономической комиссии, определена как обязательная к электронной маркировке на территории пяти стран - России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Армении. Таким образом, устраняются барьеры в интеграции с ЕАЭС и трансграничной торговле. Процесс такой интеграции уже идет, поэтому через взаимное признание кодов товар из Казахстана сможет без барьеров продаваться в другие страны ЕАЭС.
Стоимость тарифа на один код цифровой марки составит 2,68 тенге.
«Изначально благодаря интеграционной системе мы можем отслеживать товар на всех этапах его движения. При приемке новых позиций товара у себя на складе мы всегда наклеиваем уникальный код, сканирование которого позволяет проследить все движение товара вплоть до его выбытия из оборота, то есть до продажи покупателю. Благодаря этому весь процесс товародвижения становится прозрачным и удобным. Маркировка кодами Data Matrix тоже самое, только уже не в рамках одной компании, а в пределах всей страны. Мы в «Ламоде» поддерживаем интеграцию или взаимное признание кодов казахстанской системы маркировки и прослеживаемости товаров с системами других стран, в частности с РФ», - сказала Алина Круглова, менеджер проекта ТОО «Мода с доставкой» (входит в группу компаний «Ламода», которое приняло участие в пилотном проекте).
Предприниматели также высказали пожелание как можно быстрее реализовать возможность взаимного признания кодов цифровой маркировки между странами, в частности с РФ. По их мнению, это существенно упростить импорт и экспорт. Вопросы также еще вызывает процесс маркировки товаров, приобретаемых через иностранные электронные торговые площадки. Но, как пообещали в Центре развития цифровой экономики, все процессы будут отработаны и не останутся без решения.