Отныне производители и импортеры должны маркировать кодом Data Matrix не только сигареты, но и сигары, сигариллы, табак для кальяна и даже стики для электронных сигарет. Остатки немаркированного товара данных групп могут продаваться еще до 1 апреля 2022 года.
Данная норма регулируется постановлением Правительства РК №568 «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке» от 10 сентября 2020 года.
Цифровая маркировка сигарет является обязательной в Казахстане еще с 1 октября 2020 года. Все сигареты, производимые на территории Казахстана либо импортируемые в РК, маркируются кодом Data Matrix. Он присваивается каждой пачке сигарет в момент производства методом прямого нанесения. В нем «зашита» цифровая информация о производителе, импортере, серийном номере партии товара и прочие сведения, необходимые для контроля за его перемещением. Этот код, благодаря криптозащите, невозможно подделать.
Информация о промаркированном товаре вносится в Информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров (ИСМПТ). В последствии продукция поступает в точки ее реализации и выводится из оборота с помощью 2D-сканера либо мобильного приложения Naqty Sauda. Весь путь товара от производства до продажи конечному потребителю можно отследить в ИСМПТ.
«Сегмент альтернативных табачных изделий, в основном (более 90% общего объема), в Казахстане представлен стиками для электронных сигарет. Основными импортерами данной группы являются Филип Моррис Казахстан и Бритиш Американ Тобакко Казахстан. Эти компании уже установили маркировочное оборудование еще в прошлом году с введением маркировки на сигареты, поэтому их затраты на маркировку стиков будут минимальны», - отмечает Бикеш Курмангалиева, генеральный директор Центра развития цифровой экономики (ДК АО «Казахтелеком).
В целом, по прогнозным показателям объем сегмента стиков в 2021 году составит 100 млн пачек, что в денежном выражении - более 55 млрд тенге.
Круг поставщиков сигар и сигарилл на рынок Казахстана шире, поэтому для них определены дополнительные способы цифровой маркировки – такие как стикетирование и этикетирование. Они не требуют капитальных затрат на маркировочное оборудование.
Сегментом альтернативного табака, в котором теневой оборот составляет самый большой процент, является табак для кальяна. «По нашим оценкам 90% кальянного табака находятся в «тени». Одна из главных причин этому - высокая ставка акциза для кальянного табака. Она не отличается от других табачных изделий, хотя содержание табака в данной продукции – всего 20%. Чтобы усилить меры по «обелению» данного сегмента, мы также предлагаем госорганам взять в работу вопрос снижения акцизной ставки.
Такой опыт уже имеется в РФ. Там акцизная ставка на кальянный табак определяется процентным содержанием табачного сырья в кальянном табаке», - отметил Алмат Исмаилов, директор Центра исследований и разработок Центра развития цифровой экономики (ДК АО «Казахтелеком»).
В целом, объем рынка табачных изделий в 2020 году в Казахстане составил 1 млрд 200 млн пачек (около 660 млрд тенге). При этом теневой оборот, по оценкам экспертов, составил 33 млрд тенге. Введение обязательной цифровой маркировки поможет существенно «обелить» рынок.
Пресс-служба
Центра развития цифровой экономики