Цифровая маркировка – триггер для «обеления» товарных рынков
Обозреватель в ismet
Статья
0 комментариев
629
0 комментариев

Объем теневого оборота табачной продукции в РК составляет 2,3%, лекарств – 11%, обуви – 48,5%, алкоголя – 25%, товаров легкой промышленности – 63%. В денежном выражении – это большие суммы в млрд тенге, которые «идут» мимо бюджета государства, а значит все это контрафакт и подделки, опасные для жизни и здоровья граждан.

Эффективным решением в борьбе с контрафактом является цифровая маркировка товаров. По данным аналитических агентств, основанных на глубоком анализе мирового опыта, внедрение обязательной маркировки товаров является триггером для «обеления» товарных рынков и позволяет сократить теневой оборот товаров на 70-80%. Достижение таких показателей в Казахстане, при введении обязательной маркировки 15 видов товаров, позволит создать дополнительный рынок сбыта в сумме 900 млрд тенге для добросовестных производителей и импортеров. Выручка добросовестного бизнеса увеличится на 11,3%, при этом разовые затраты производителей на оборудование для маркировки товаров составляет от 0,5 до 0,9% от суммы годовой выручки. Таким образом, увеличение доходов добросовестных казахстанских производителей в результате введения обязательной маркировки товаров составит более 10% в год. Соответственно, доходы государственного бюджета, в виде налоговых поступлений, увеличатся более чем на 100 млрд тенге в год. То есть, и государство, и бизнес, и потребитель получат существенные выгоды от внедрения данной меры.

Так, благодаря нанесению на каждую единицу продукции уникального цифрового кода Data Matrix исключается возможность для нелегального оборота товаров и перехода контрафакта из страны в страну. В коде маркировки «зашита» все важная для потребителя информация – сведения о производителе, сроке годности, составе продукции. Подделать данные невозможно благодаря криптозащите. А с помощью мобильного приложения Naqty Onim каждый потребитель может проверить товар на легальность и «прочесть» все факты о нем, отсканировав код. К примеру, уже сейчас так можно проверить табачные изделия, в будущем это станет возможным для обуви, лекарств, алкоголя и других товаров.

Кроме того, цифровая маркировка открывает перспективы для развития бизнеса отечественных производителей, так как ставит казахстанских предпринимателей на равные условия с маркированным импортом. Таким образом, нелегальные участники рынка не смогут больше продавать некачественные и контрафактные товары по заниженным ценам, мешая работать добросовестным предпринимателям. 

«В странах ЕАЭС активно работает система цифровой маркировки товаров. Это делается для того, чтобы сделать рынок пяти стран прозрачным. Благодаря тому, что на товар наносится код Data Matrix все информация о передвижении маркированного продукта отображается в системе маркировки, значит можно отследить путь товара от производителя до конечного потребителя. Выгоду потребителей очевидна - можно точно узнать, не просрочен ли товар, где и кто его произвел. А бизнес сможет планировать спрос, оптимизировать свои затраты. Для государства маркировка позволит увеличить поступления в бюджет и снизить теневой оборот товаров», - рассказывает управляющий директор Центра развития цифровой экономики Нуржан Баекеев.

Весь процесс получения и нанесения кода Data Matrix на товар бизнес может заранее апробировать в рамках пилотных проектов. В условиях «пилота» предприниматели бесплатно получают оборудование для маркировки продукции и при сопровождении экспертов изучают механизмы работы с системой. Сейчас в РК проходят пилотные проекты по цифровой маркировке алкогольной, молочной продукции, товаров легкой промышленности, упакованной воды и сахаросодержащих напитков. 

Поделиться этой новостью:
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии