С 1 октября 2020 года в Казахстане введена обязательная маркировка всех видов табачной продукции, с 1 ноября 2021 года – обуви, с 1 июля 2024 – лекарственных средств. Как цифровая маркировка трансформирует рынок страны, рассказал Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров Tanba.
За весь период в Казахстане промаркировано около 140 млн пар обуви, более 5,4 млрд табачных изделий, а также более 325 млн лекарственных средств. Всего в системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрированы порядка 55,5 тысяч участников: 4,5 тысячи – по обуви, более 46 тысяч – по табачным изделиям, около 5 тысяч – по лекарственным средствам.
По информации министерства финансов, за счет НДС и таможенных пошлин на импортируемую обувную продукцию в 2021 году бюджет пополнился на 7,8 млрд тенге, а в 2024 – уже на 24,8 млрд тенге. Таким образом, отмечается рост более чем в три раза. Аналогичная ситуация – с поступлениями акцизов по табачной продукции. Если в 2019 они составляли 191,5 млрд тенге, то в прошлом году сумма возросла до 289,9 млрд тенге, то есть на 151%.
Потребители и пользователи могут легко проверить подлинность товара с помощью специального приложения Naqty Onim, обеспечивающего прозрачность и безопасность покупок. Таким образом, маркировка помогает минимизировать риски распространения поддельной или некачественной продукции.
Кроме того, на сегодняшний день завершены пилотные проекты по маркировке ювелирных изделий, товаров текстильной промышленности, моторных масел и пивных напитков. Вместе с тем недавно стартовал пилот по маркировке биологически активных добавок, на стадии запуска находятся проекты по бытовой химии и медицинским изделиям.