24 мая в Алматы прошел семинар по работе с информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров для участников товарооборота ювелирных изделий. В ходе семинара проведен эксперимент по нанесению и считыванию кода DataMatrix на ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней. Пилотный проект запущен для апробации механизма маркировки и взаимодействия между всеми участниками рынка. По его итогам будет принято решение о целесообразности введения цифровой маркировки.
Информационная система прослеживаемости товаров позволяет потребителю принимать непосредственное участие в контроле за оборотом ювелирных изделий, путем получения достоверной информации о происхождении товара, включая технические характеристики и информацию о прохождении экспертизы пробирной палаты, а также предоставление обратной связи по выявленным несоответствиям. Сейчас такая проверка доступна для табачных изделий. При принятии решения о вводе обязательной маркировки это станет возможным и для ювелирных изделий.
По инициативе участников оборота, обеспокоенных ростом теневого оборота ювелирных изделий на территории Казахстана, 1 марта 2022 года стартовал пилотный проект по маркировке и прослеживаемости ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Цель пилотного проекта – экспериментальная проверка программных и технических решений для нанесения кодов DataMatrix на этикетку изделия, а также сбор предложений участников проекта, основанных на результатах эксперимента. Пилотный проект проводится совместно с министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров. Ожидаемая дата завершения пилотного проекта – 31 октября 2023 года.
“Для представителей бизнеса участие в пилотном проекте позволит протестировать функционал информационной системы маркировки, отработать интеграцию процесса маркировки в текущие производственные процессы, просчитать нагрузку на бизнес и выявить слабые места в цепочке”, - поделился управляющий директор проектного офиса Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров Алмат Исмаилов.
Напомним, ранее был принят закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которому в целях защиты прав и интересов граждан Республики Казахстан на территории нашей страны не допускается реализация ювелирных изделий без четырех обязательных атрибутов – оттиска именника, единого пробирного клейма РК с изображением символа «Головы барса» и международной аббревиатуры Казахстан «KZ», экспертного заключения, выданного уполномоченной организацией и акта государственного контроля, выдаваемого уполномоченным органом при ввозе (вывозе) на (с) территорию (-и) РК из стран, не входящих в ЕАЭС, драгоценных металлов и камней, до совершения таможенных операций (таможенное декларирование и таможенная очистка). Однако, по комментариям бизнеса, этих мер защиты недостаточно для минимизации объема подделок и контрабанды.
Участники рынка полагают, что введение цифровой маркировки ювелирных изделий в Казахстане может стать одним из главных решений. Этот способ идентификации поможет потребителю выявлять все необходимые данные о производителе, пробе золота, характеристике драгоценного камня, происхождении изделия, а в случае их отсутствия - тут же подавать запрос на проверку торговой точки уполномоченными органами. Таким образом, потребитель будет защищен от подделок, а рынок в целом станет прозрачным и измеримым, что будет способствовать его дальнейшему развитию.
Напомним, по данным Лиги ювелиров Казахстана 90% процентов рынка ювелирных изделий на сегодняшний день состоит из контрафактных и контрабандных изделий, которые имеют низкую пробу или не проходили процедуру опробования и клеймения. По предварительным подсчетам «обеление» ювелирного рынка пополнит госбюджет на 40 миллиардов тенге в виде налогов.