Маркировка меховых изделий в Казахстане, как и других странах ЕАЭС, в рамках пилотного проекта началась в 2017 году. С тех пор для мехов применяется технология маркировки RFID-метками. По мнению экспертов, эта система достаточно дорогостоящая и более выгодной альтернативой может стать маркировка шуб кодом Data Matrix.
На сегодня ведутся переговоры о реформировании системы маркировки меховых изделий на уровне государств-участниц Союза. Среди преимуществ перехода на Data Matrix – сокращение сроков и снижение затрат на маркировку.
«В настоящее время на уровне стран ЕАЭС реализовано взаимное признание кодов маркировки RFID-метками. Все основано на межнациональных актах и поэтому в одностороннем порядке наша страна перейти на Data Matrix не может. Нами разработаны предложения с обоснованиями для перехода на двумерный код при маркировке меховых изделий. В Казахстане на сегодня таким образом уже маркируются табачные изделия через разработанную для этого специальную систему маркировки. И уже сейчас очевидны преимущества кода Data Matrix. К примеру, заказ и получение RFID-меток занимает определенное время, тогда как двумерный код можно получить в считанные секунды. Сформировать файл и распечатать коды может каждый импортер, а с RFID-метками могут работать только те, у кого есть специальные права и технологии. Поэтому все это усложняет процесс и делает его в разы дороже. Применение кода Data Matrix при маркировке шуб может снизить расходы бизнеса в несколько раз», - рассказывает управляющий директор Центра развития цифровой экономики Нуржан Баекеев.
Кроме того, в технологии RFID-метки нет синхронизации с оператором фискальных данных, из-за этого нет информации о продаже товара. В связи с чем, процесс никак не проверяется государственными системами.
Отметим, до января 2021 года маркировка мехов являлась государственной услугой, генерация, хранение, передача и прослеживаемость кодов маркировки финансировались государством и были для участников рынка бесплатными. То есть импортеры оплачивали лишь за печать и кодирование, а тариф отсутствовал. Стоимость этих услуг составляла 400 тенге за 1 этикетку с кодом.
«С начала года, АО «Казахтелеком», являясь единым оператором маркировки и прослеживаемости, принял маркировку меховых изделий на себя, развернув на своей инфраструктуре программный продукт для маркировки меховых изделий и на данный момент предоставляет услуги бесплатно. Мы разработали также проект правил, которые установят стоимость кодов цифровой маркировки на меховые изделия. Со своей стороны, мы принимаем все меры для того, чтобы цена на код маркировки была максимально оптимизирована, с минимальной нагрузкой на бизнеc. Также мы активно работаем над тем, чтобы в интересах предпринимателей ускорить процесс перехода с RFID-метки на код Data Matrix при маркировке мехов», - отмечает Нуржан Баекеев.
Напомним, цифровая маркировка товаров – это межнациональный проект, который реализуется на уровне ЕАЭС. Маркировка мехов стала первой группой товаров, на которую введена цифровая маркировка в странах Союза. По данным Комитета государственных доходов МФ РК, объем теневого рынка среди предметов одежды, включая меховые изделия, составляет 54%. До введения маркировки этот показатель был выше и сейчас благодаря маркировке в разы увеличились налоги и таможенные платежи от реализации меховых изделий.