a

14.05.2020

Почему из-за маркировки подорожает пачка сигарет

Объяснили в АО «Казахтелеком»

 

Удорожание пачки сигарет из-за введения системы электронной маркировки в Казахстане произойдет менее чем на 3 тенге, сообщила управляющий директор по ИКТ-услугам АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева.

В Казахстане с октября текущего года должен вступить в действие проект по маркировке и прослеживаемости табачных изделий. Система предусмотрена для нескольких товарных групп и внедряться она будет поэтапно. Первыми «помечать» начнут блоки сигарет. Следом, (а именно с  января 2021 года) и остальные виды табачной продукции. Единым оператором систем маркировки в стране определен «Казахтелеком». В компании объяснили, что ставка за один код маркировки для каждой отдельной пачки сигарет определена в размере - 2,67 тенге.

«Эта стоимость была рассчитана затратным методом и касается только табака: сейчас каждая товарная группа определена как отдельная и по каждой группе тариф будет отдельно защищаться. Мы в своем тарифе подсчитали все затраты, сейчас привлекаем аудиторскую компанию, которая должна провести полностью аудит наших затрат при защите тарифа, сейчас это предварительный тариф, а при защите тарифа будем прикреплять аудиторские данные», - сказала Курмангалиева в ходе общественных слушаний.

Спикер подчеркнула, что в представленный тариф заложены все затраты компании, однако он включает в себя минимальную норму рентабельности, которая предусмотрена политикой совета директоров «Казахтелекома».

 

В свою очередь, некоторые эксперты такой тариф посчитали слишком высоким, объяснив, что в разных странах величина стоимости персонального кода колеблется от 50 тыин до 1 тенге.  

В ответ представитель «Казахтелекома» пояснила, что европейские правила ценообразования зависят от загруженности и объема работ всех задействованных в системе субъектов. К примеру, если в Европе эмиссией может заниматься один оператор, а хранением данных по всем тразакциям, то есть обеспечивать прослеживаемость – другой. В Казахстане же предполагается объединение обоих услуг под одним зонтом.

«В основном наши затраты – это построение инфраструктуры за счет оборудования, которое приобретается сейчас. Где объемы хранения большие, там идет резервирование объемов. Мы будем проходить аттестацию на информационную безопасность, на устойчивость системы», - заключила она.

В свою очередь, эксперт Комитета госдоходов министерства финансов Азат Исенов пояснил, что в период с 2020 по 2025 год единый оператор потратит на проект по маркировке 11,5 млрд тенге, и стоимость марки 2,67 тенге без НДС на сигареты необходима для окупаемости проекта.

«Первые три года оператор вообще будет работать в убыток и выйдет на окупаемость в 2023 году», - заявил представитель минфина.