После введения обязательной цифровой маркировки обуви, которое планируется 1 июля 2021 года, все производители и импортеры должны будут зарегистрироваться в Информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров. В систему необходимо будет внести информацию о производимом и импортируемом товаре, чтобы сгенерировать коды маркировки. Стоимость одного такого кода составит 2,68 тенге.
Центр развития цифровой экономики провел переговоры с 45 зарубежными заводами, которые производят обувь для Казахстана. Большинство из них уже полтора года маркируют обувь для рынка России и готовы к аналогичным нововведениям Казахстана. В частности, стоимость услуг маркировки китайских заводов, откуда идет 61% казахстанского импорта обуви составляет 70 тенге за одну пару. Турецкие заводы готовы маркировать для Казахстана обувь за 70-100 тенге. Самые дорогие услуги маркировки на итальянских заводах – около 300-400 тенге. Но из этой страны в Казахстан ввозится всего 0,3% от общего объема импорта. Маркировать товар на производстве – самый удобный вариант, но также у импортеров есть возможность заказать услуги маркировки и на таможенном складе при ввозе продукции в Казахстан. Их услуги обойдутся также импортеру от 30 до 300 тенге за пару в зависимости от общих объемов. Причем, в эту сумму уже входят всевозможные дополнительные расходы на отгрузку, хранение, упаковку, стикетирование, сканирование и учет. В среднем расходы, связанные с маркировкой для производителей и импортеров будут составлять 0,1%-2,5% от стоимости одной пары обуви.
“Мы видим, что сейчас ведется целенаправленная информационная кампания, что из-за маркировки обувь может существенно подорожать. Это - не так. Скорее всего ситуацию заинтересованы раскачивать недобросовестные предприниматели, которые годами создавали теневой оборот и сейчас также не хотят выходить из тени. Все предприниматели, которые легально работают на рынке, поддерживают внедрение цифровой маркировки. Бизнес прекрасно понимает, что это самый эффективный путь к очищению рынка от нелегального товара и возможность нарастить долю рынка его добросовестным участникам. Если официальный объем рынка – всего 34 млн пар в год, это же очевидно, что данная цифра слишком мала при населении Казахстана 18,8 млн человек”, - объясняет Бикеш Курмангалиева, генеральный директор Центра развития цифровой экономики.
Казахстанские производители обуви всегда поддерживали внедрение цифровой маркировки в РК. На данный момент специфика структуры оборота обувных товаров такова, что 96% - это импорт, и только 4% - внутреннее производство. Развитие внутреннего рынка существенно ограничивает как раз теневой оборот обуви.
Введение цифровой маркировки – это оптимальный вариант очистки от контрафакта. По официальным данным он сейчас составляет 48,5% рынка, а это почти половина всего товара на рынке. Преимущество цифровой маркировки в том, что она позволяет идентифицировать каждую пару обуви и проследить ее по товаропроводящей цепочке без влияния человеческого фактора.
Наносить на товар стикер или этикетку с Data Matrix кодом необходимо будет до прохождения таможенных процедур - либо на производстве в другой стране, либо же на таможенном складе на территории РК. Data Matrix код может наноситься непосредственно на обувь, а также на товарный ярлык или потребительскую упаковку. Новая цифровая метка уже будет для покупателя сигналом о легальности продукции. Потребитель, отсканировав Data Matrix код специальным мобильным приложением сможет получить полную информацию о товаре и проверить его легальность.
Пресс-служба
Центра развития цифровой экономики